Как ты узнала об искусстве, когда впервые столкнулась с ним?
В возрасте 4х лет, мы ходили с бабушкой и дедушкой в пермский Театр оперы и балета на «Лебединое озеро». Я помню, что стояла у оркестровой ямы, смотрела на балет и оркестр. Говорят, что я тогда себя очень хорошо вела и так началась моя театральная жизнь. Примерно в том же возрасте я посетила Пермскую художественную галерею, там были картины Айвазовского и мне они очень понравились. Потом мне было интересно всякое, хотела даже стать банкиром. И я сейчас думаю: в какой момент все пошло не так?
Что послужило толчком к переезду в Питер?
Все ребята, с которыми я училась в студии Арт-С непременно хотели поступить в Муху. Я хотела на монументальную живопись, но первый раз меня даже не допустили – у меня не было портретов и обнаженки. Там в основном были ребята после училища, а я после школы, но с третьего раза я поступила. Первый год житья в Питере был очень тяжелый, но в тоже время я ликовала. Я выросла с мамой и бабушкой и они все делали за меня. Поэтому первое чему я обрадовалась, что сама майонез выбираю. С другой стороны, так вышло, что я приехала с одним набором вещей и всю первую зиму проходила в одних кроссовках и лето тоже. Еще я не могла никак свой бюджет на месяц распределить.
Как ты относишься к стрит-арту, не близко ли они к монументалке?
Это грязная работа, вечная стройка, на улице надо ручки морозить. Поэтому у меня нет никакой зависти или мыслей податься в стриартисты. Баллончик – это не инструмент для монументалиста, потому что слишком не долговечный материал. Изображение должно держаться хотя бы 50-100, 1000 лет. И ещё на кеп устают пальчики долго жать.
Что ты думаешь о сюрреализме?
У меня проблема, потому что я толком не читала никакую литературу по сюрреализму. Все знают Дали и слишком просто и однобоко воспринимают этот жанр. Как-то визуально мне ближе: Клодт Каон, она делала коллажи, и Хуан Миро. Я знаю, что сюрреалисты делали отсылки к Фрейду, но у меня этого нет. Меня увлекает символические аллегории Возрождения, мне кажется это какое-то нелепый жанр, просто очаровательный. Он по своей структуре сюрреалистичен, особенно если ты не знаешь, откуда этот набор символов.
Если у тебя собственный словарь загадок и символов?
Как такового нет, я еще над этим работаю. Потому что некоторые символы мне действительно очень нравятся. Например, у меня есть «алебарда» – для меня это символ анахронизма. Ее придумали в средние века, но на религиозных картинах алебарда была атрибутом Иуды и Матфея, а на мифологических у богини Минервы. Но ведь тогда еще не было алебард. И вообще это достаточно нелепая конструкция, сложная в управлении и с нарушенным центром тяжести.
Твои работы имеют пол или возраст?
Я бы скорее характеризовала их как детские, такая цветастая гамма и материалы. Профанность материалов уже в прошлом, раньше я делала графику, она была связана с переработкой прошлого и образования. Меня тошнило от живописи, из-за учебы на Монументалке и я выбирала те материалы, которые считались в академической среде любительскими или вульгарными.
Давай разовьем тему профанности – что это за слово, часто ли ты его слышала во время учебы?
В Мухе не учат быть художниками, учат быть профессионалами, мастерами своего дела. Поэтому чисто творческие штучки и не нужны. Профанация – это символ свободы, не структурированности, не соответствия образцам, дурашливость и ему было противопоставлено чисто техническое мастерство, ремесленное. Нас учили решать какие-то конкретные задачи, и делать все, чтобы рисунки были адаптированы под стены или мозаику. Например, если ты делаешь эскиз из журнальных вырезок – то это не подходит, потому что в росписи ты не сможешь воссоздать яркость цветов как в полиграфии. Эскиз всегда надо делать фигово, потому что эскиз не должен быть лучше, чем итоговая работа. Потому что если ты сделаешь хороший эскиз, который утвердит заказчик, а финальная работа будет выглядеть ну так себе, то заказчик может сказать – что за фигня, платить не буду.
Можно ли назвать художником того, кто не продает свои работы или же наоборот чисто коммерческого склада?
Тут заложен диссонанс. С одной стороны художники хотят зарабатывать, чтобы искусство им приносило деньги, с другой есть какая-то стигматизация чего-то коммерческого – как будто это плохо, если продал работу. Такое представление не на пользу художнику и искусству. Фактически можно продать все что угодно. Все институциональные выставки так и устроены – это музей и все что там показано – искусство легитимированное, а с другой, они функционируют в поле заказчик-исполнитель. Тебе пишет куратор: у нас вот такая тема, твои работы подходят, сделай вот на эту тему что-то. Вообще у меня нет никакого придыхания перед искусством – это и аттракцион, и досуг, развлечение. Мне не понятно, почему на него смотрят на него как нечто возвышенное, а художники строят из себя пророков.
В каком медиуме ты работаешь в составе группы «Север-7»?
Живопись и графику я преимущественно делаю для себя. А для выставок, где мы участвуем от «Севера-7» – я собираю арт-объекты и фонтаны, участвую в перформансах и делаю съедобное искусство. Когда мы начинали работать в группе, то мы все делали не материальное искусство, потому что наши личные практики еще не были до конца оформлены. В коллективе я больше экспериментирую, так как работа в группе предполагает меньшую личную ответственность. Группа «Север-7» – для меня это семья, а тусовочка вокруг совриска – секта.
Как ты относишься к феминизму, тебе близко это движение?
Я просто родилась женщиной и сталкивалась с несправедливостью. Мое знакомство с феминизмом началось с книг «Второй пол» Симоны де Бовуар и «Своя комната» Вирджинии Вульф. Потом были паблики в вк, вроде «Феминистки поясняют» и каналы в телеграмме. Мне очень нравятся феминитивы, за то, что они обогащают русский язык. Но при этом я не знаю, к какому движению феминизма отношусь, да и вообще заметила, что среди активисток этого движения много разлада. У меня нет эмоционального и физического ресурса в этом участвовать.
_____________________________________________________________________________________________________
Материал подготовлен специально для kzgallery.com
Вопросы задавала: Катя Михатова
Фото: Дмитрий Роткин
Работы и проекты Анны можно посмотреть здесь:
https://andrzhievskaia.tumblr.com/